Александр Борисович (alex_mukhanov) wrote,
Александр Борисович
alex_mukhanov

Фильм Этторе Сколы «Бал»: довоенное кино

(Потребовалось восстановить, а то запропало куда-то)
http://www.smolgazeta.ru/peoplenews/6685-film-yettore-skoly-bal-dovoennoe-kino.html

Автор Александр МУХАНОВ • 03 июня 2011 • Просмотров: 2262
Фильм Этторе Сколы «Бал»: довоенное кино
Есть такие наивно-безмятежные вещи, которые прямо ассоциируются с золотым веком, неким условным до-катастрофным временем. К ним возвращаешься, чтобы подышать прошлой жизнью, той, какой она была «до войны».
К фильмам прошлого «мирного» времени, несомненно, относится «Бал» Этторе Сколы, вышедший на экраны в 1983 году. Впечатление усиливается тем, что картина примыкает к немому кино – там никто не говорит ни слова, при том, что всё сказано ярко и понятно. Действие происходит на танцплощадке парижского кафе, куда герои картины пришли прожить в танцах время от 30-х до начала 80-х годов прошлого века. Шесть эпизодов прошлого, завершенные эпилогом-83, заполнены музыкально-драматическим действием; оно разыгрывается в миниатюрах с участием сквозных и разовых персонажей, оказывающихся в разное время вместе в одном камерном пространстве. Меняются музыка, стили, танцы, развиваются отношения между героями, в маленькое кафе врываются реалии огромного внешнего мира. Герои участвуют в меняющейся жизни, объясняясь друг с другом и с нами языком танца, и каждый музыкальный эпизод со множеством знаковых деталей рассказывает о своём времени. Есть и вневременной (вечный) персонаж, трогательная близорукая блондинка, просидевшая всё действие одна. Вообще же пересказать множество возникающих в «Бале» сюжетов сложно: «надо смотреть». С определенностью можно сказать только, что на экране разлита атмосфера ушедшего прошлого, которой можно буквально дышать.
Фильм родился из спектакля, поставленного ранее в театре «Ла Компаньоль», задействованы его актеры. Усилиями его авторов получилась очень театральная, стильная и убедительная в своей условности вещь, принадлежащая, тем не менее, к таинственному, мерцающему миру кино. К миру снов о времени, текущему сквозь пальцы, оживающему в действиях наивных и милых людей. По жанру это то, что называлось у нас раньше «лирическая комедия», однако несводимо к ней. Раздумывая над секретом жанра «Бала» дальше, нашёл еще одно немаловажное обстоятельство – режиссер в нём очень любит зрителя, бережно ведет его, как в вальсе, не прибегая к распространённому приёму «усыпить бдительность, а потом шарахнуть молотком по башке». Этого, к счастью, не принято было делать в довоенном кино. Там вообще любили зрителя, не грузили тяжкими проблемами половых и прочих самоидентификаций художников, не давили боевыми искусствами и мультяшной нарезкой кадров, не колотили по ушам долби-сэрраундом. Все эти подпорки совершенно не нужны, когда есть интересное, умное и горячее высказывание, с которым режиссёр обращается к зрителю. У хорошего кино есть много признаков, и один из несомненных – желание пересмотреть картину ещё раз, к фильму «Бал» это относится в полной мере.
«Бал» надо смотреть непременно на широком экране, экранчик видео – «не то». Если найдёте «Бал» в прокате, обязательно идите, не пожалеете. Идеальным вариантом было бы – в Зеленом кинотеатре парка, теплым летним вечером, на открытом воздухе. Но сам этот кинотеатр, увы, остался в прошлом, «довоенном» времени.
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment