Александр Борисович (alex_mukhanov) wrote,
Александр Борисович
alex_mukhanov

Запоздалые мысли о прошлом кино. "Стиляги"

Понятно, конечно, что это - антисоветский манифест, яростное такое художественное высказывание "против тоталитаризма" - в том смысле, как этот самый тоталитаризм понимали гайдарочубайсы после первого периода схватки с советскими.
Советских им (авторам фильма, в частности) надо было бить по всем фронтам, не просто экономически изводить их, а ещё и эстетически пригвоздить, что, как поначалу казалось, и произошло.
Фильм если не гениален, то весьма талантлив, там много находок, очень хороший темп изложения, где ничего не провисает, никаких невнятных бормотаний, хорошие музыкальные номера. В сюжете показан сознательный отказ молодого человека от идеалов родителей, которых он очень любит, которые готовы его понять, но ведь ему надо от них, во имя принятия его в желаемое сообщество, отпихнуться всеми способами. Это вопрос веры, точнее, её смены. И он отпихивается, и обнаруживает пустоту.
Вот внешний смысл сюжета, который все поняли.

Немного об историческом фоне. Кто в этих стилягах тогда был?
Там, разумеется, были детки партийных бонз, которым обрыдли правила скромности и этакого этикета, политеса обращения с массами, сидения в комсомольских собраниях, словоговорений, в которые они не верили. Им хотелось не просто отказаться от опротивевших ритуалов, а надавать публичных пощёчин всему этому быдлу, ради которого пришлось так долго терпеть, ненавидя его за то, что оно часто диктовало, как себя вести и определяло, что им делать.
Сыграло свою роль, безусловно, ещё и следующее.
В жизнь ворвалось фронтовое поколение победителей, которые прекрасно друг друга видели, понимали, обладали общностью менталитета, целей, поддерживали друг друга и оставаться на вторых ролях в мирной жизни не желало. Они победной когортой так и прошли по жизни, оттеснив невоевавшую молодежь, вчерашних школьников, и диктуя всем свои правила и обычаи. (Разумеется, не-фронтовикам это не нравилось до рвоты, что и проявилось потом в поколении 60-десятников, внешне присягавших соввласти и выступавших за её смертельные реформы). По этому поколению победителей в то время было нанесено два мощных удара - ХХ съезд и движение стиляг, в которое, в том числе, "записалось" невоевавшее поколение "из простых", младшие братья володь шараповых.
Это был шок. Ну ладно ЭТИ(которых вообще-то немного), но наши-то, вот этот самый Мэлс? Как он с этой блядью Пользой-то смог, после негра, опять же?
у ЭТИХ обиды на нас, народ, это уже тогда все понимали - у одного из ЭТИХ дедушка - репрессированный большевик, хапнувший из казны, у другого - бабушка-дворянка, вышедшая замуж за этого дедушку, и все они требуют от нас выдачи каких-то долгов и содержаний, орут нам в лицо, издеваются, кривляются и паразитируют на нас всеми возможными способами, ну ладно, с ними понятно, а наши-то пацаны - отчего они с ЭТИМИ?
Момент торжества анти-победителей, ярких, броских, обаятельных стиляг в фильме зафиксирован чётко.
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments