Александр Борисович (alex_mukhanov) wrote,
Александр Борисович
alex_mukhanov

Заповедник 70-ых

Были с Ваней на "Заповеднике" по Довлатову в Ленсовета.

КАкое-то дробление впечатления - как почти все постановки "ретро" о недавнем прошлом, бравурная смесь намозоливших глаза артефактов (портреты Брежнева и Гагарина, старый телевизор, бабулька-буфетчица с медальками, А.Герман, "Зодиак" и тп) - и несколько слюнявой ностальжи.

В общем, этот букет мне как-то не очень именно потому, что дух времени, дыханье славного застоя, хоть и присутствует у Довлатова (куда ж без него), но он не главный, а главное - трагедия человека, понимающего, что он не нужен нафиг ни своим гипотетическим читателям, ни даже жене с ребенком. А тут - педалируют, жмут, щекочут, подмигивают, бе-эээ.

Для приема оттенения, сопоставления с писателем Довлатовым-Алихановым, в спектакль введен персонаж Пушкин. Понятно, что он должен быть инаковым, нежели фигура поклонения гейченковских страдалиц-экскурсоводш, чей бюст торчит посреди сцены весь спектакль... А найти нужный тон Пушкину как-то не получилось, вышел какой-то назидательный мефистофель прибалто-финского разлива. Фигня, в общем. Единственный момент, когда пушкин заиграл всеми красками и оказался неожиданным, абсурдно-смешным, поразительно уместным - это в финале первого акта, когда вдруг вышел и запел песню Джо Дассена, вызвав горячие аплодисменты. Вот это было в точку, потому что ПО-ДОВЛАТОВСКИ! Это то же самое, что и стихи о няне Ар-родионовне "Ты жива еще, моя старушка". Эх, жалко, все остальное мимо.

Хороший абсурд, прекрасный театральный приемчик, опять же, коль я об антураже, автобусная картонка "гор.Ленинград - ПУШГОРЫ". Легкая деталька, обыгрывается точненько, девица-гид покачала ее в руках - приехали, вылезайте товарищи туристы, на встречу с прекрасным! Да-да, так и было, и зачем режиссеру мазать потом поверх милой акварельки жирным маслом бытовщины?

Из несомненно удавшегося - длинный, замечательный монолог КГБ-шника во втором акте, к которому приходит герой перед отъездом, это здорово, когда актер так умеет держать зал, не затягивая и не торопя, внимательно, ничего не пропуская, разворачивает перед нами тип человека, которого мы только вчера видели в гостях или нашего соседа по даче. По накалу, по страсти, по точности исполнения сильно перекликается с монологом Следователя из фильма/спектакля "Изображая жертву". ОТлично.

А вот женщины, за исключением одной гидессы-вамп, не удались. Вот беда-то, а. Безликость какая-то, странно... хотя вот, жена Алиханова могла бы говорить не об очередях, о которых все и так знали, а типа, "счастья-удачи на этой земле не будет, оттого и бегу", однако не произошло, не увидел. Получилась банальная жалобщица на "советчину". По мне, так и катись, милая. Впрочем, хочется не домечтывать за режиссера, а смотреть.

Главнй герой... сложно как-то отозваться. Вроде и то, что надо, а вот до нужного уровня не дотянул, черт его знает, почему. Как-то он выпадает из действия во время своих длинных пауз, когда другие работают, отдыхает, видимо.
Ну и финал смазан, то есть понятно, что мыслилась точка по-Тарковски, с инферно, католической мессой и снежком на могилку, но в общем, вышло гм.
Эх, спектакль может сильно набрать, ежели его порезать и дать пинков актерам перед выходом, а то действие подчас проседает, скучновато.
Лишние там Михал иваныч, хозяин, экскурсовод-лентяй с изумит.памятью, буфетчица-Борман, половина гидесс. Не нужны, ибо не несут смысловой нагрузки, натыканы просто как "приметы времени" - пьяницы, грубияны, бестолковицы. Хотя...
Тем не менее, смотреть стоит. Есть там некий настрой на то, чтоб пусть аляповатыми средстами, в угоду приемчикам увеселенья, но подержаться за прозу Довлатова. И что-то там может вырасти хорошее.
Tags: За жизнь, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments