Александр Борисович (alex_mukhanov) wrote,
Александр Борисович
alex_mukhanov

Михаил Булгаков. Послесловие к юбилею

Отписался в Смолгазете по поводу М.А.Б. -

http://www.smolgazeta.ru/culture/6536-mixail-bulgakov-posleslovie-k-yubileyu.html

Я не разделяю хора умилений и истерических восторгов в адрес этого действительно хорошего писателя, каковой хор имеет, в основном, перестроечное происхождение. Как и всё перестроечное, оно фальшивое и троечное. Ясно, что Булгаков сильно обязан этому явлению прежде всего экранизацией (т.е. популяризацией) «Собачьего сердца» режиссёра Владимира Бортко. Режиссёр талантлив и плодовит, фильм снят лихо и весьма бережно к тексту автора. Именно потому, что мысли автора книги воспроизведены в фильме четко и недвусмысленно, можно сейчас говорить об оппозиции к ним. О чём, собственно, «Собачье сердце»? Оно, в конечном счете, о том, что интеллигенция своими благородными, но неловкими усилиями освободила огромную, живущую дурными инстинктами, неуправляемую, тёмную массу народа. Вывела эту массу на арену истории. А масса оказалась животная, хамская, уголовная, принципиально невоспитуемая. Интеллигенция пришла в ужас и с трудом затолкала быдло обратно, на его место. Читатели и зрители «Собачьего сердца» внимали всему этому с восторгом узнаванья, горячо сочувствуя благородным героям-интеллигентам и не понимая, что книжка эта, как и фильм – оскорбительный пасквиль на их бабушек и дедушек, которые в большинстве своём были русскими крестьянами, задавленными нищетой и бескультурьем. Крестьяне нашли в себе силы подняться и изменить свою жизнь, их внуки стали цивилизованными городскими жителями, многие с высшим образованием. А коллективный собирательный портрет людей, вырвавшихся из назначенного им скотства, представлен в виде мерзейшего Шарикова! Но перестроечная аудитория этого не видела, не понимала. В своих дедушках каждый из аплодирующих «Сердцу» числил благороднейших Филипп Филиппыча и Борменталя, плохо сознавая, что филипп-филиппычей на всех нас элементарно не хватило бы, а восхищение барином и презрение к своим же, но крепостным, есть настоящее холопство.
Отношение, с которым Михаил Афанасьевич описывал страшное для него взбунтовавшееся простонародье, весьма сходно с взглядом другого писателя, Ивана Бунина в «Окаянных днях». Вот какой путь проделала наша интеллигенция, от Тургенева и Толстого, мучившихся от несправедливости тяжкой народной доли, к ужасу либерального барича, столкнувшегося со своим народом лицом к лицу и отшатнувшегося от него. Это, собственно, было признано еще до революции проницательным автором «Вех», писавшим, что следует быть благодарным власти, своими штыками и тюрьмами единственно ограждающими интеллигенцию от гнева народного.
Булгакова можно поблагодарить за точное, хлесткое изложение итога упомянутой эволюции, проделанной Филипп-филипычами, но и только. Восхищаться ею – увольте.

Другое знаменитое произведение Булгакова, по которому сделано много фильмов и спектаклей, это «Мастер и Маргарита». Успех его, конечно, тоже перестроечной природы, сложенный отчасти из тогдашнего отсутствия жанров триллера, мистерии и теософии, отчасти из ожиданий, что в запретном плоде сокрыто всё самое главное и интересное знание о жизни. Думаю, настоящую оценку роман получит лет через 20, разместившись на полке рядышком с Ильфом-Петровым в качестве добротного домашнего чтива. «Да, занятно, но, конечно, не Война и мир». А пока можно сказать, что, в смысле эволюции ужаснувшегося интеллигента, Мастер призывает Воланда не затем, что такой уж бесопоклонник и мистик, а затем, чтобы злая сила (другой нет) сотворила добро, покарав и утихомирив осатаневших революционеров, нэпманов, рвачей и выжиг, коих расплодилось бесчисленное множество. Главный читатель, адресат, коему предназначался роман – это, конечно, Сталин, Мастер обращается именно к нему. «Наведи порядок!» Вот вам и заветная суть романа, к которой даже можно присоединиться.

Сказанное здесь вовсе не означает, что Булгакову кто-то отказывает называться писателем. «Записки юного врача» и «Театральный роман» хороши и останутся хороши, как прекрасное беллетризованное описание собственного опыта. Остроумное, легкое, сделанное наблюдательным и чутким автором. Но учителем жизни по русской мерке, как Пушкин или Достоевский, или светским проповедником, как Толстой, Михаил Афанасьевич Булгаков так и не стал. Оно, скорее, и к лучшему.


Александр МУХАНОВ
Tags: За жизнь, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment