Вот, переслушивая Михаила Михайловича Зощенко, в исполнении Игоря Ильинского и Александра Филиппенко, думаю о том, что у Зощенко произведения-то - многослойные. Внешне легко-смешно ("решил я бросить пить. Час не пью, два не пью, дальше скучно стало" - рассказ Лимонад), но там есть и очень второслойные контуры.
Он видел всё несовершенство нового строя жизни, который прежде обещал многое, а получилось далеко не всё. И в его рассказах, и в "Голубиной книге" идёт тонкая издёвка над самим строем мышления, который выразился в советском новоязе.
"Родился ребёнок как таковой".
"Приходит кошка" (А Жакт ремонту не даёт - экономит, чтоб произвести очередную растрату)
И мой любимый рассказ про больницу, где в приёмном покое висит объявление "Выдача трупов с трёх до четырёх". И старуха в ванне на обмывочном пункте, которая орёт - щас я вылезу отсюда и всех вас распатроню!
Это очень тонкие и глубокие наблюдения за жизнью именно поэтическим оком.
Рассказы о Лёльке и Миньке, вот тут уж всерьёз, с любовью и вниманием к детскому созерцанию мира.
Хороший и умный он был, Михаил Михайлович. Золотую наградную саблю за храбрость в Первой мировой прибавлю.